ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Рrogram

Утверждена

решением Правления АОО

«Назарбаев Интеллектуальные школы»

от 16 августа 2017 года

(протокол № 41)

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Рrogram

Введение

Современное школьное образование ориентировано на интересы личности, которое характеризуется развитием готовности учащихся к осознанному выбору, к принятию самостоятельных решений и к ответственному участию в жизни общества. В этих условиях становится актуальным создание инновационной модели школьного образования, сочетающей лучшие традиции казахстанской и мировой образовательных систем, которая позволит воспитать высокообразованную личность с активной жизненной позицией, способную конкурировать на международном уровне. Создание инновационной модели школы предполагает  усиление   ценностей, изменение структуры и содержания образования в школе, использование активных методов обучения, принципов оценивания учебных достижений, системы взаимоотношений, которые в совокупности определяют качество образования.

Для выполнения поставленных задач одним из приоритетных направлений образовательной политики страны является создание Назарбаев  Интеллектуальных школ (далее – Интеллектуальные школы), нацеленных на более полное развитие способностей учащихся и максимальное раскрытие их потенциальных возможностей. При этом обучение в старших классах направлено на целевую подготовку старшеклассников к обучению в ведущих национальных и зарубежных высших учебных заведениях.

Согласно Закону Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» Интеллектуальные школы является экспериментальной площадкой по  осуществлению  разработки, апробации, внедрения, мониторинга современных моделей образовательных программ для уровней среднего образования.

Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Program, разработанная совместно со стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) Международным экзаменационным советом Университета Кембридж, ориентирована на реализацию образовательного процесса по естественно-математическому направлению.

 

1.     Область применения

1.1.         Настоящая Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NIS-Program (далее – Образовательная программа) устанавливает ценности и цели образования долгосрочного характера, ожидаемые учебные результаты обучения, состав и структуру содержания среднего образования по уровням образования, модель оценивания учебных достижений, требования к организации образовательного процесса в Назарбаев Интеллектуальных школах (далее – Интеллектуальные школы). Содержание настоящей Образовательной программы охватывает содержание предметов согласно Государственным общеобязательным стандартам образования Республики Казахстан, а также сопоставимо с содержанием международной программы GCE AS/A-level (Великобритания).

1.2.         Настоящая Образовательная программа распространяется на:

–     Интеллектуальные школы, реализующие учебные программы начальной, основной и старшей школ, ориентированные на углубленное изучение естественно-математических дисциплин и предусматривающие интеграцию лучшего казахстанского и международного образовательного опыта;

–     Центр образовательных программ, осуществляющий разработку учебных программ, долгосрочных планов, учебников и учебно-методических комплексов по отдельным учебным дисциплинам;

–     Центр педагогических измерений осуществляет научно-исследовательское, организационное и информационно-технологическое обеспечение процедур отбора учащихся и педагогов на конкурсной основе, мониторинга учебных достижений учащихся, итоговой аттестации выпускников Интеллектуальных школ, оценки обеспечения качества предоставляемых образовательных услуг, осуществляет оценивание деятельности тренеров и учителей на курсах повышения квалификации Центра педагогического мастерства;

–     Центр педагогического мастерства, осуществляющий повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, работающих в сети Интеллектуальных школ.

 

2.        Нормативные ссылки

  В настоящей Образовательной программе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

–     Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 9 апреля 2016 года № 501-V с изменениями и дополнениями по состоянию на 3 июля 2017 года;

–     Закон Республики Казахстан «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд» от 19 января 2011 года № 394-IV 3РК;

–     Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы, утвержденная Указом Президента РК от 1 марта 2016 года            № 205;

–     Стратегия развития АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» до 2020 года, утвержденная протоколом Попечительского совета АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 18 апреля 2013 года.

 

3.        Основные понятия

  В настоящей Образовательной программе применены термины и определения в соответствии с Законами Республики Казахстан «Об образовании» и «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд». Использованы следующие термины:

АОО – Автономная организация образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Обязательное образование – 1-10 классы

Базовое содержание среднего образования – состав содержания образования, подлежащего обязательному изучению в 1-10 классах, достаточный для продолжения обучения на последующих этапах образования.  

Интеллектуальные школы – филиалы Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», основной деятельностью которых является организация образовательного процесса.

Внеурочная деятельность – деятельность участников образовательного процесса Университета, Интеллектуальных школ, направленная на всестороннее развитие и реализацию индивидуальных способностей обучающихся, осуществляемая в виде мероприятий, перечень которых утверждается решением соответствующего попечительского совета.

Элективные курсы – организационная форма реализации образовательных программ по интересам учащихся, составная часть вариативного ученического компонента учебного плана, направленная на расширение образовательной подготовки обучающихся.

Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – NISProgram – нормативный рамочный документ концептуального характера, определяющий общие подходы к организации образовательного процесса  и  содержанию образования Интеллектуальных школ, ориентированных на организацию образовательного процесса по  естественно-математическому направлению. Данный документ определяет основные принципы, правила и условия организации образовательного процесса, ориентированного на результат.

Учебная программа Интеллектуальных школ по предмету – учебно-нормативный документ, предназначенный для организации образовательного процесса по конкретному учебному предмету. В нем установлены цели, задачи и ожидаемые результаты обучения; состав и структура содержания образования, объем учебной нагрузки; подходы к оцениванию учебных достижений учащихся.

Долгосрочные и среднесрочные планы – учебные планы для конкретного предмета, предназначенные для организации образовательного процесса по учебному предмету в рамках одного учебного года и одной четверти соответственно, в которых конкретизированы цели обучения, ожидаемые результаты и содержание разделов и тем программы; перечень учебно-методических ресурсов для организации образовательного процесса.

Краткосрочный план предмета –  план урока, в котором раскрываются цели преподавания (ориентир для деятельности учителя) и цели обучения (ориентир для деятельности учащихся), ресурсы и этапы учебного процесса.

Профильное обучение – процесс дифференциации и индивидуализации обучения, организации образовательного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей обучающихся.

Образовательная деятельность – процесс целенаправленного, педагогически обоснованного, последовательного взаимодействия субъектов образования, в ходе которого решаются задачи обучения, развития и воспитания личности.

Ожидаемые учебные результаты – многоуровневая система долгосрочных и среднесрочных целей образования (обучения и воспитания), являющихся показателями развития учащихся и отражающих ожидания личности, общества и государства. Они позволяют отслеживать учебные достижения учащихся при их продвижении к общим целям образования.

Критериальное оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых учащимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев.

Формативное оценивание – вид оценивания, который проводится в течение учебного процесса, обеспечивает обратную связь между учителем и учащимися и позволяет своевременно корректировать обучение.

Суммативное оценивание –  вид оценивания, который проводится по завершении изучения разделов/сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода (четверть, уровень образования).

 

4.    Общие положения

4.1.          Настоящая Образовательная программа является нормативным документом концептуального характера, определяющим ценности, цели образования в Интеллектуальных школах, содержание образования и общие подходы к организации образовательного процесса Интеллектуальных школ по естественно – математическому направлению.

4.2.          Настоящая Образовательная программа направлена на:

–           реализацию политики АОО в области среднего образования по интеграции казахстанских и международных образовательных программ;

–           реализацию  трехъязычного  образования в Интеллектуальных школах путем организации образовательного процесса на казахском, русском и английском языках;

–           повышение качества обучения за счет определения системы целей, представленных в виде ожидаемых учебных результатов;

–           сочетание академической и практической направленности естественно-математического образования, в особенности на уровне старшей школы, которая предусматривает усвоение учащимися методов научных исследований и учений о методах познания;

–           поэтапное наращивание предметных знаний и навыков, обеспечивающие глубину и сложность содержания учебных предметов с учетом возрастных возможностей учащихся;

–           усиление роли воспитательного компонента в образовательном процессе через создание благоприятных условий и доброжелательной атмосферы для развития личности;

–           обеспечение преемственности программ дошкольного образования, начальной, основной, старшей школ и высшего образования;

–           содействие экономическому и социальному развитию страны за счет повышения качества образования в Казахстане.

4.3.          Настоящая Образовательная программа является основой для разработки:

–           учебных программ по предметам начальной, основной и старшей школ;

–           учебных  (долгосрочных, среднесрочных) планов по предметам;

–           учебников и учебно-методических комплексов по предметам;

–           измерителей для оценки учебных достижений обучающихся по предметам;

–           программы повышения квалификации педагогов Интеллектуальных школ;

–           и других документов, связанных с организацией образовательной деятельности в Интеллектуальных школах.

 

5.                     Ценности и Цели образования в Интеллектуальных школах

5.1. В Образовательной программе установлены ценности, определяющие значимость образования. Суть их проявляется в том, что они становятся ведущим фактором в созидании человека, умеющего реализовывать себя, улучшать качество своей жизни и окружающей среды. Эти ценности, как жизненные ориентиры, позволяют ученику стать гармонично развитой интеллектуальной личностью:

–          УВАЖЕНИЕ

–          СОТРУДНИЧЕСТВО

–          открытость

–          КАЗАХСТАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

–          ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

–          ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ 

5.2  Установленные  ценности становятся стержнем повседневной деятельности учащихся и должны проявляться в их способностях:                                                                                                                                                                                                                                                                                  

–           творчески и критически мыслить, чтобы принимать верные решения и созидательно участвовать в жизни общества;

–           быть коммуникативным, творчески  использовать разнообразные средства,  чтобы действовать и работать в коллективе;

–           проявлять уважение к культурам и мнениям, чтобы  объективно отражать окружающую действительность;

–           быть ответственным, проявлять активную гражданскую позицию, чтобы выполнять свои обязанности перед Родиной и   вносить вклад в развитие Казахстана;        

–           быть дружелюбным и заботливым, чтобы относиться к себе и другим с уважением;

–           быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и своего карьерного роста.

5.3. В рамках установленных ценностей  цель образования Интеллектуальных школ заключается в создании образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития высокообразованной, творческой личности, обладающей навыками широкого спектра, а именно:

–           творческого применения знаний;

–           критического мышления;

–           выполнения исследовательских работ;

–           использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

–           применения  способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;

–           работы в группе и индивидуально;

–            решения проблем.

Эти навыки широкого спектра позволят выпускникам Интеллектуальных школ гармонично сочетать в себе общечеловеческие и этнокультурные ценности, проявлять функциональную грамотность и конкурентоспособность в любой жизненной ситуации.

 

  6. Структура образования Интеллектуальных школ

6.1. Интеллектуальные школы осуществляют образовательный процесс соответственно трем уровням образования:

–           начальное образование осуществляется в начальных классах (1-5 классы);

–           основное среднее образование осуществляется в основной школе (6-10 классы);

–           общее среднее образование осуществляется в старшей школе (11-12 классы).

В данной структуре учтены этапы взросления обучающихся, возрастные особенности развития их познавательных возможностей, а также позитивный опыт организации образовательного процесса в мировой образовательной практике.

6.2.         Начальная школа (1-5 классы)

Основная задача начальных классов заключается в обеспечении развития первоначальных учебных навыков и формировании пропедевтических знаний. В этих классах созданы условия для освоения знаний о человеке, природе и обществе, развития духовно-нравственных ценностей, развития мыслительных навыков, творческих способностей учащихся, приобретения необходимых для обучения умений и навыков, которые будут являться фундаментом для дальнейшего познания окружающей действительности, осознания своего места в мире, раскрытия себя как личности и развития интеллекта.

Нормативный срок обучения – 5 лет. Рекомендуемый возраст учащихся – с 6 до 11 лет.

По завершении данного уровня у детей будут сформированы:

–          учебная самостоятельность;

–          навыки общения и сотрудничества;

–          первоначальные знания по предметным областям;

–          первоначальные навыки исследовательской деятельности.

6.3. Основная школа (6-10 классы)

Задача основной школы связана с созданием условий учащимся для  завершения базового образования, для их самоопределения в выборе профиля обучения в рамках естественно-математического направления, для развития самостоятельности путем гармоничного сочетания всех видов деятельности:  учебной, проектной и исследовательской.

Нормативный срок обучения – 5 лет (6-10 классы). Рекомендуемый возраст учащихся – 12-16 лет.

По завершении основной школы у учащихся будут сформированы:

–          базовые знания, умения и навыки, необходимые для продолжения обучения в старшей школе;

–          навыки исследовательской деятельности;

–          навыки критического и творческого мышления;

–          информационно-коммуникативные навыки;

–          навыки организации экспериментальной деятельности;

–          навыки академического письма и презентации;

–          навыки работы в команде и самостоятельно.

6.4. Старшая школа (11-12 классы)

Основная задача старшей школы заключается в осуществлении профильного обучения по естественно-математическому направлению и обеспечении академической подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения. Именно в старшей школе осуществляется более интенсивное и целенаправленное развитие учебных, коммуникативных, социальных, исследовательских навыков и умений решать проблемы. Происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение учащихся.

Нормативный срок обучения – 2 года (11-12 классы). Рекомендуемый возраст учащихся – 16-18 лет.

По завершении старшей школы у учащихся будут сформированы:

–           готовность построения индивидуальной траектории обучения соответственно своим интересам и способностям;

–           навыки приобретения знаний на казахском, русском и английском языках;

–           готовность к поступлению в ведущие национальные и зарубежные высшие учебные заведения;

–           мотивации к продолжению образования в течение всей жизни, к саморазвитию и самосовершенствованию.

 

         7. Ожидаемые учебные результаты по образовательным областям

7.1. Ожидаемые учебные результаты – это система целей образования долгосрочного характера, установленных для каждой образовательной области. Они являются планируемыми конечными «продуктами» обучения, представленные в обобщенном виде для всех уровней среднего образования (начальной, основной и старшей школах).

7.2. Ожидаемые учебные результаты служат основой для разработки  учебных программ по предметам. В учебных программах эти обобщенные ожидаемые результаты конкретизируются в цели обучения  данному предмету по классам и по каждому разделу, образуя многоуровневую систему   целей обучения.

7.3. Система ожидаемых результатов создает возможность поэтапного продвижения учащихся к долгосрочным целям образования на «выходе» из школы. Для этого учащимся  необходимо достичь ожидаемые результаты, спланированные на долгосрочный, среднесрочный и  краткосрочный (конкретного урока) периоды  обучения по предмету

7.4.  Успехи учащихся в  достижении  долгосрочных целей характеризуется их готовностью к интеграции предметных знаний и умений  с имеющимся у них жизненным опытом для принятия успешных решений в любой учебной  ситуации соответственно возрастным возможностям.

7.5. Ожидаемые результаты спроектированы с учетом специфики каждой образовательной области, объединяющей несколько родственных учебных предметов.

В целом, содержание образования в Интеллектуальных школах включает образовательных областей как обязательных компонентов функционально полного образования: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура».

7.6. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Язык и литература».

Учащийся:

–           владеет устной и письменной речью на казахском, русском и английском языках, использует способы речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации соответственно намеченным целям или для разрешения проблем;

–           творчески выражает свои мысли, идеи в устной и письменной форме на трех языках, соответственно заданному контексту, как в учебном процессе, так и в повседневной жизни;

–           развивает коммуникативные навыки для общения в любых жизненных ситуациях, для выражения собственного эмоционально ценностного отношения к окружающей действительности;

–           осознает ценность языка как инструмента познания окружающей действительности и как средства для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем;

–           умеет ценить национальную и мировую литературу как часть мирового культурного наследия и рассматривает ее как основу для своего развития и совершенствования.

7.7. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Математика и информатика».

Учащийся:

–           умеет пользоваться языком математики, законами, закономерностями, терминами и понятиями для познания окружающей действительности, для адекватного взаимодействия с ней;

–           умеет грамотно использовать формы представления математической информации (формулы, диаграммы, таблицы, схемы, графики) для обоснования, для принятия конструктивных решений в учебных и жизненных ситуациях;

–           умеет применять, анализировать и преобразовывать информацию для создания  моделей реальных объектов и процессов на основе  информационно коммуникационных технологий;

–           использует ИКТ и математический язык для устных и письменных сообщений, в том числе для обоснования результатов исследования в заданном контексте;

–           систематизирует необходимые математические данные, выбирает  математические процедуры (измерение, вычисление, чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков и др.) для принятия решений в заданной ситуации;

–           умеет представлять количественные отношения и пространственные формы для решения практических задач в различных контекстах, определять неизвестную величину на основе известной величины, производить классификацию;

7.8. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Естествознание».

  Учащийся:

–      умеет пользоваться научными понятиями, законами развития органического мира, определять причинно-следственные связи процессов в живой природе для познания окружающего мира и осознания в нем своего места;

–      умеет проводить опытно-экспериментальную, исследовательскую работу для раскрытия сущности природных явлений и процессов, законов и закономерностей и их интерпретаций;

–      ориентируется в информационно-понятийном поле естественнонаучного знания,  умеет пользоваться ими для расширения своего представления о научной картине мира;

–      умеет распознавать взаимосвязь изменений в окружающей среде, влияние человеческой деятельности на экосистемы для принятия конструктивного решения, а также аргументировать необходимость сохранения природы;

–      проецирует естественнонаучные знания в реальную практику для осуществления взаимодействия с окружающей действительностью с учетом экологических, техногенных факторов и нравственных норм.

 

7.9. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Человек и общество».

Учащийся:

–           умеет пользоваться основными понятиями, закономерностями развития общества, данными о сущности исторических процессов и смысла исторических фактов для осуществления интерпретации актуальных общественных событий и явлений;  

–           умеет отбирать необходимую информацию и использовать ее для оценивания конкретной общественной ситуации, для раскрытия сущности проблемы и  создания обоснованного вывода; 

–           умеет анализировать и критически оценивать ситуации повседневной жизни общества, для критической оценки ситуации и обоснования своей позиции, соизмеряя их с нравственными нормами;

–           умеет ориентироваться в актуальных общественных событиях, проявлять «патриотизм в действии»,  выражать активную гражданскую позицию;

7.10. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Искусство».

Учащийся:

–      умеет распознавать виды искусства, характеризовать их отличительные особенности, пользуясь специальными терминами и понятиями;

–      умеет пользоваться способами передачи своих впечатлений, чувств, настроения в художественно-музыкальной деятельности;

–      умеет применять знания об искусстве для выражения своего отношения к современным тенденциям в области культуры;

–      умеет анализировать и раскрывать ценность различных художественных и музыкальных произведений и выражать собственное отношение к ним в доступной форме;

–      умеет ценить художественную и музыкальную культуру своего народа и мировую культуру как основу для понимания культурного наследия, особенностей каждой эпохи;

–      владеет навыками прикладного характера (моделирование, рисование, пение, игра на инструментах, художественный труд, дизайн технология);

–      умеет распознавать основные средства, методы, способы фиксации визуальной информации;

–      умеет применять средства ручной и компьютерной графики для отображения визуальной информации и проектных предложений.

7.11. Ожидаемые учебные результаты по образовательной области «Физическая  культура».

  Учащийся:

–           пользуется различными видами и формами оздоровительно-спортивных упражнений как основами гигиены человека и физической культуры;

–           умеет выбирать и применять оздоровительные методики для повышения физической подготовленности;

–           систематизирует необходимую информацию из различных источников по оздоровлению человека, объективно анализирует и использует ее для поддержания здорового образа жизни; 

–                 умеет пользоваться правилами и способами взаимодействия в группе, команде для проведения командных игр.

 

8.     Содержание образования

8.1. Состав и структура содержания образования Интеллектуальных школ установлены на основе интеграции базового содержания среднего образования Республики Казахстан с международными образовательными программами.

8.2. Содержание образования является средством достижения системы целей: целей образования Интеллектуальных школ, целей образовательных областей, учебных предметов.

8.3. Для определения содержания образования в Интеллектуальных школах использованы следующие ориентиры:

–           соответствие объема и структуры содержания образования, а также последовательности изучения учебных предметов в динамике возрастного развития личности;

–           необходимость систематического приобщения учащихся к научным способам познания и исследовательской деятельности, к развитию критического и креативного мышления;

–           целесообразность осуществления межпредметной интеграции в содержании образования.

8.4. Содержание образования Интеллектуальных школ в целом ориентировано на углубленное изучение предметов естественно-математического цикла как основ развития интеллектуального потенциала личности. Углубление содержания учебных предметов математика, физика, химия, биология осуществляется за счет организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

8.5. Содержание образования Интеллектуальных школ реализуется в рамках трехъязычного образования. Цель трехъязычного образования заключается в формировании полиязычной личности – гражданина Казахстана, который владеет тремя языками, умеет успешно вести диалог в различных сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру других народов.

Трехъязычное обучение практически реализуется следующим образом:  

1) обеспечение уровневого усвоения казахского, русского и английского языков;

2) изучение предметов на казахском, русском и английском языках;

3) введение программы языкового погружения, как одного из наиболее действенных методов обучения детей целевому (казахскому) языку.

Языковое погружение – это метод создания в организациях образования обучающей среды, стимулирующей ребенка овладеть целевым языком, применять его в общении и в учебной деятельности. Интеллектуальные школы осуществляют модель раннего языкового погружения (полного и частичного) в казахский язык через различные виды деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Обучение учащихся по методу языкового погружения осуществляется по выбору родителей.

 В условиях полного языкового погружения казахский язык становится и целью обучения, и средством достижения этой цели, средством познания окружающей действительности. В первые полтора года начальной школы учащиеся полностью погружаются в казахский язык, так как обучение проводится на казахском языке. Со второго полугодия 2-го класса начинается изучение русского языка, с 3-го класса – английский язык. 

8.6.  В целом, содержание образования в Интеллектуальных школах включает образовательных областей как обязательных компонентов функционально полного образования: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Физическая культура». Содержание образования, как учебных предметов, так и разных образовательных областей построено на принципах интеграции. Так, содержание предмета «Технология» интегрировано с содержанием учебных предметов «Искусство» и «Информационные коммуникационные технологии», которые относятся к разным образовательным областям.

Также новый предмет «Глобальные перспективы и проектная работа» не входит ни в одну из образовательных областей, так как ориентирован в первую очередь на развитие исследовательских навыков, критического мышления и надпредметных навыков.

 

Уровень

Начальные классы Основная школа Старшая школа
Класс 1-5 классы

 

6-10 классы 11-12 классы
Возраст 6–11 лет

 

11–16 лет 16–18 лет
Предметы «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т1) / «Русский язык и литература» (Я1),

«Қазақ тілі» (Т2) / «Русский язык» (Я2),

«Английский язык»

«Қазақ тілі» (Т1) / «Русский язык» (Я1), «Қазақ әдебиеті» / «Русская литература», «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т2) / «Русский язык и литература» (Я2),

«Английский язык»

«Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т1) / «Русский язык и литература» (Я1), «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т2) / «Русский язык и литература» (Я2),

«Английский язык»

«Математика»,

«Информационно-коммуникационные технологии»

«Математика»,

«Информатика»

«Математика», «Информатика»
«Введение в науку» «Естествознание»

«Биология», «Физика»,

«Химия», «География»

«Биология», «Физика»,

«Химия», «География»

«Познание мира», «Самопознание»

 

 «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права», «Самопознание» «История Казахстана (Казахстан

в современном мире)», «Экономика»

«Глобальные перспективы и проектная работа»
«Искусство» «Искусство» «Графика и проектирование»
«Физическая культура» «Физическая культура» «Физическая культура»

8.7. Для всех уровней образования Интеллектуальных школ установлены: обязательные учебные предметы, проектные работы, элективные курсы, внеаудиторные занятия. Введение обязательной проектной работы будет развивать у учащихся исследовательские навыки, навыки сотрудничества, презентации и критического мышления. Для старшей школы установлены предметы по выбору, изучение которых осуществляется на стандартном и углубленном уровнях.

8.8. Содержание образования в начальной школе

Содержание образования в начальных классах определено в соответствии с основной миссией начальной школы, согласно которой необходимо не только обучать, но и закладывать основы духовности ребенка и социально значимых навыков. Содержательная основа образования начальных классов направлена на развитие функциональных навыков обучения: читать, писать, считать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, а также на развитие исследовательских навыков и творческих способностей.

В образовательную область «Язык и литература» входят учебные предметы «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т1) / «Русский язык и литература» (Я1), «Қазақ тілі» (Т2) / «Русский язык» (Я2), «Английский язык».

  В обучении первому (родному) языку предусмотрен переход от традиционного изучения грамматических конструкций казахскогорусского языка к развитию коммуникативных навыков учащихся. Интеграция казахскогорусского языка и литературы основана на использовании литературных текстов для развития всех четырех речевых навыков учащихся (слушание, говорение, письмо, чтение). По завершении начальной школы учащиеся владеют устной  речью, первоначальными навыками письменной речи, навыками чтения.

  Обучение второму и третьему языку (русский/ казахский в зависимости от языка обучения в школе и английскому) ориентировано на организацию уровневого усвоения языка. Содержание образования этих учебных предметов направлено на развитие у учащихся интереса и позитивного отношения к изучению языков, через игровую и познавательную деятельность, а также на формирование первоначальных коммуникативных навыков для обмена информацией, умения работать с текстом, понимания смысла фраз и выражений и использования их в конкретных ситуациях.

  Содержание образовательной области «Математика и информатика» представлено учебными предметами «Математика», «Информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ).

  Содержание  учебного предмета «Математика» в начальной школе направлено на формирование у учащихся  знаний основ  математического языка и пространственного мышления, выполнение арифметических действий, усвоение устных и письменных вычислительных алгоритмов, вычисление числовых выражений, решение задач с текстами, развитие общих приемов решения задач, умение выстраивать логические суждения на основе измерительных и вычислительных  навыков.

  Основной целью изучения «ИКТ» в начальных классах является развитие  навыков использования элементарных инструментов информационно-коммуникационных технологий, а также формирование умений искать, выбирать, передать информацию и логически мыслить.

  В образовательную область «Естествознание» входит учебный предмет «Введение в науку».

  В связи с целенаправленной ориентацией Интеллектуальных школ на углубленное изучение предметов естественнонаучного цикла, в начальной школе предусмотрено изучение нового самостоятельного  учебного предмета «Введение в науку». Данный предмет является интегрированным и должен обеспечивать элементарный уровень научных знаний в рамках системы «Человек – Природа». Содержание предмета направлено на развитие природной любознательности учащихся, исследовательских навыков, расширение их кругозора, развитие научного понимания и видения окружающего мира. Учебный предмет «Введение в науку» является пропедевтическим курсом к изучению самостоятельных учебных предметов «Биология», «Физика» и «Химия» в  основной школе. 

  Образовательная область «Человек и общество» представлена учебными  предметами «Познание мира» и «Самопознание».

«Познание мира» как интегрированный предмет ориентирован на обеспечение пропедевтических знаний в рамках системы «Человек – Общество». Данный предмет охватывает основы гуманитарных наук. Содержание предмета направлено на формирование первоначальных представлений об истории человечества, о влиянии прошлого на настоящее,  о становлении общественного строя, о взаимоотношениях людей в семье и обществе. Данный предмет обеспечивает плавный переход к изучению самостоятельных учебных предметов образовательной области «Человек и общество» в основной школе.

«Самопознание» как ключевой предмет, создающий условия для становления нравственных основ личности учащихся, направлен на духовное совершенствование, раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала.

Образовательная область «Искусство» представлена учебным предметом «Искусство», который предусматривает интегрированное изучение музыки, изобразительного искусства, художественного труда. Данный предмет основан на целостном подходе к организации эстетического и культурного воспитания.

Обучение осуществляется через такие виды индивидуальной и групповой деятельности, как пение, игра на инструментах, запись, прослушивание и аранжировка естественных и искусственных звуков,  рисование, моделирование, декорирование, лепка и др. Подразумевается тесная интеграция данного учебного предмета с дополнительными внеурочными занятиями художественно-эстетического характера (танцы, театр, клубы и т.д.).

Образовательная область «Физическая культура» реализуется учебным курсом по физической культуре, который направлен на развитие навыков сохранения и укрепления здоровья.

8.9. Содержание образования в основной школе

Содержание образования в основной школе установлено с учетом необходимости завершения систематического курса учебных предметов по всем образовательным областям. Они в совокупности  способствуют формированию системы взглядов учащихся, принципов, норм поведения, жизненных навыков и коммуникативных компетенций как основ для взаимодействия в социуме.

В образовательную область «Язык и литература» входят учебные предметы «Қазақ тілі» (Т1) / «Русский язык» (Я1), «Қазақ әдебиеті» / «Русская литература», «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т2) / «Русский язык и литература» (Я2),«Английский язык».

Содержание  образования по казахскому и русскому языкам как  учебных предметов по первому языку, направлено на развитие у учащихся коммуникативных навыков, умений пользоваться в различных ситуациях видами речевой деятельности; формированию навыков  грамотного письма; развитию академической речи.

Литература первого языка представлена как самостоятельный предмет. Учебные предметы «Казахская литература» и «Русская литература» (в зависимости от языка обучения в школе) нацелены на развитие навыков чтения; получение знаний, умений и навыков, способствующих успешной социальной адаптации на основе опыта изучения мировой литературы и культуры; развитие целостного представления о мире, соответствующего современному развитию науки и культуры; на осознание  ценности литературного наследия как инструмента познания окружающей действительности и ценности национальной литературы как части мирового культурного наследия.

Содержание образования по казахскому/русскому языку, ориентировано на развитие навыков общения (на государственном языке/на языке межнационального общения). Содержание этих учебных предметов интегрировано с литературой. По завершению основной школы учащиеся умеют регулировать ситуативно-речевое поведение, как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности.  Учащиеся готовы  использовать   различные источники информации и современные информационные технологии для выражения и обоснования собственного мнения

Содержание образования по английскому языку направлено на предоставление учащимся возможности общения на английском языке через интерактивные задания, предполагающие формальное и неформальное общение с использованием устных и письменных презентаций; понимания общего содержания сложных текстов на глобальные и учебные темы, формирование навыков беглой и грамотной речи, умение выражать свое мнение. Обучение английскому языку в основной  школе должно обеспечить достижение уровня владения английским языком, который необходим для дальнейшего обучения в старшей школе и использования английского языка как средства получения знаний.

Образовательная область «Математика и информатика» в  основной  школе представлена учебными предметами «Математика» и «Информатика».

Содержание предмета «Математика» в основной школе  направлено на развитие математического мышления как одного из средств коммуникаций; умения решать проблемные ситуации на основе математических моделей.

Предмет «Информатика» ориентирован на развитие и грамотное использование не только навыков применения компьютерных технологий, но и навыков программирования, выполнения индивидуальных и коллективных проектов с использованием различных программных приложений  для изучения всех предметов.

В образовательную область «Естествознание» входят учебные предметы «Естествознание», «Биология», «Физика», «Химия», «География».

Предмет «География» направлен на формирование географических знаний как одного из средств познания окружающего мира и взаимодействия с ним. Содержание данного предмета ориентировано на раскрытие сущности разнообразия природы материков и океанов, особенностей географического положения Казахстана в мировом сообществе, на развитие умений работать с различными картами, использовать географическую информацию для решения различных учебных и практических задач.

В основной школе в 6 классе завершается изучение предмета «Естествознание». В 7 классе начинается параллельное изучение самостоятельных учебных предметов «Биология», «Физика» и «Химия». Учебные программы по этим предметам позволят учащимся  определить свои сильные стороны и интересы для выбора набора учебных предметов в  старшей школе, по которым они хотели бы специализироваться.

«Биология» направлена на раскрытие особенностей строения, свойств растительного и животного организмов, многообразия живых организмов, экологические факторы и их влияние на живые организмы, взаимосвязей человека и окружающего живого мира, на развитие понимания и осознания места человека в нем.

Содержанием учебного предмета «Физика» предусмотрено расширение представлений учащихся о научной картине мира на основе понимания ими сущностей физических законов и закономерностей. Познавательные возможности учащихся основной школы  учитываются для  формирования у них научного понимания формы  существования материи (вещество и поле, единство макро- и микро-мира),  их взаимодействия и проявления в природе. Предусмотрено  использование средств для развития у учащихся навыков научного познания – наблюдение, эксперимент, измерение,  моделирование.

Содержание учебного предмета «Химия» предоставляет возможность учащимся  получить достаточно знаний и пониманий о многообразии веществ и их превращениях, понимать сущность химических процессов, смысл законов и закономерностей для безопасного применения их в реальной жизни. Данный предмет  формирует у  учащихся умение исследовать химические явления в природе, которые сопровождаются критической оценкой ситуации, опытно-экспериментальной работой, сбором и анализом данных, оформлением  результатов  исследовательского проекта.

Образовательная область «Человек и общество» представлена учебными предметами «История Казахстана», «Всемирная история», «Основы права», «Самопознание».

Учебные предметы «История Казахстана» и «Всемирная история» призваны создавать обучающую среду для формирования у учащихся исторической картины мира, воспитание стремления усвоить совокупность морально-нравственных ценностей, выработанных человечеством на протяжении многих веков. Эти учебные предметы развивают у учащихся  навыки исторического мышления на основе понимания и осмысления прошлого, анализа и систематизации  учебных материалов из различных источников.

Изучение  предмета «Основы права» предусмотрено в 9 классе. Необходимость изучения данного предмета именно в 9 классе аргументируется двумя причинами. Первая из них связана со стремлением не перегружать учащихся в 10 классе и иметь резерв времени для изучения тех предметов, по которым будет проводиться внешнее оценивание. Во-вторых, изучение обязательного учебного предмета «Основы права» должно быть завершено в основной школе. Содержание данного учебного предмета направлено на развитие у учащихся понимания идеалов и ценностей общества: права человека, демократия, гражданское общество и правовое государство, разделение властей, законность и правопорядок. На основе данного предмета у учащихся формируется умение  определять личностное отношение к событиям и тем самым  воспитывается активная гражданская  позиция  и патриотизм.

 Учебный предмет «Самопознание» направлен на развитие эмоциональной отзывчивости детей, на создание условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства исходя из позиций самого ребенка, его жизненного опыта.

Образовательная область «Искусство». В основной школе продолжается интегрированное изучение музыки, изобразительного искусства, дизайна и технологии с учетом познавательных возможностей  учащихся данной возрастной группы.  Интегрированный курс направлен на развитие эстетического вкуса и художественной культуры на основе опыта практической деятельности  в конкретных видах искусства и творчества.

Образовательная область «Физическая культура» реализуется учебным курсом по физической культуре, который направлен на формирование у учащихся мотивации к применению навыков здорового образа жизни в повседневной практике.

8.10. Содержание образования в старшей школе

Содержание образования в старшей школе определено с учетом ее основного предназначения, которое заключается в обеспечении предвузовской подготовки учащихся.  В связи с этим в содержании образования особый акцент сделан на  развитие социальных навыков и мобильности учащихся, на осознание собственных интересов, перспектив и выбора своего дальнейшего  жизненного пути. В целом обеспечивается функциональная полнота содержания образования старшей школы за счет присутствия учебных предметов по всем шести образовательным областям.

В образовательную область «Язык и литература» входят учебные предметы «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т1), «Русский язык и литература» (Я1), «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т2), «Русский язык  и литература» (Я2) и  «Английский язык».

Содержание  учебных предметов «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т1) и «Русский язык и литература» (Я1) обеспечивает понимание учащимися устных и письменных сообщений, владение навыками создания текстов разных стилей и жанров, способствует осознанному выбору языковых средств в соответствии с коммуникативной установкой и нормами устной и письменной речи,  совершенствования навыков глубокого понимания и интерпретации художественных произведений различного уровня сложности;  формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста. Данные предметы нацелены на развитие навыка готовности  к  диалогу, к пониманию других в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Учебные программы «Қазақ тілі мен әдебиеті» (Т2) и «Русский язык и литература» (Я2) ориентированы на развитие коммуникативных навыков в устной и письменной речи; навыков осознанного, выразительного чтения, понимания и осознания ценности культуры казахского, русского и других народов.

Содержание образования по «Английскому языку» предусматривает развитие готовности к дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в различных предметных областях; приобретение опыта проектно-исследовательской работы с использованием английского языка.

Образовательная область «Математика и информатика» представлена учебными предметами «Математика», «Информатика».

Содержание предмета «Математика» в старшей школе направлено на развитие математического  стиля  мышления на основе использования индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии, умения формулировать, обосновывать и доказывать утверждения, применение математических понятий, формул и расширенных пространственных представлений при составлении чертежей, рисунков и схем в реальной жизни. Все вышеперечисленные навыки необходимы для успешного обучения в высшем учебном заведении.

С целью дифференциации и предоставления старшеклассникам Интеллектуальных школ гибкости и свободы в выборе уровня изучения предмета в зависимости от будущей специальности, предмет «Математика» изучается по двум программам: с 7-часовой недельной нагрузкой и 10-часовой недельной нагрузкой.

Учебная программа предмета с 7-часовой недельной нагрузкой полностью охватывает содержание учебных программ предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» для естественно-математического направления по ГОСО РК. В учебную программу с 10-часовой недельной нагрузкой включен ряд дополнительных тем с целью предоставления учащимся условий для успешного продолжения обучения в отечественных и международных ВУЗах по специальностям, требующим высокого уровня математической подготовки.

Содержание образования учебного предмета «Информатика» направлено на приобретение следующего опыта: проектной деятельности, работы с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств, а также построения компьютерных моделей и их коллективной реализации.

Предмет «Информатика» учащиеся могут выбирать на стандартном и углубленном уровнях. На стандартном уровне «Информатика» изучается 3 часа в неделю в 11 классе и 1,5 часа в неделю в 12 классе (3 часа в неделю в течение только 1-го полугодия). Стандартный уровень позволяет учащимся приобрести основные навыки владения информационными технологиями и программирования, которые им будут нужны для дальнейшего обучения в ВУЗе по выбранной специальности и будущей профессиональной деятельности, не связанной с предметом «Информатика».

На углубленном уровне «Информатика» изучается с нагрузкой 6 часов в неделю в 11 и 12 классах. Курс направлен на достижение учащимися уровня A-level. Данный курс может быть выбран учащимися, которые связывают свое дальнейшее обучение с информатикой.

В состав образовательной  области «Естествознание» входят учебные предметы «Биология», «Физика», «Химия», «География».

«Биология» направлена на формирование и развитие у учащихся научного мировоззрения и естественнонаучного мышления,  понимания сущности законов и закономерностей явлений и процессов существования живой природы.  Данный предмет направлен на создание целостной картины органического мира на основе понимания эволюции животного и растительного мира, осмысления  влияния человеческой деятельности на окружающую среду. На основе понимания взаимосвязи и взаимовлияния  биологических процессов, умений  анализировать проблемы нарушения экосистемы учащиеся приобретают готовность  применять знания по биологии  в повседневной жизненной практике.

«Физика» ориентирована на развитие умений применять физические модели явлений и процессов для понимания сущности окружающего мира и осуществления взаимодействия с ним с учетом экологических, техногенных и информационных факторов. «Физика» ориентирована на формирование основ научного мировоззрения, предполагающее глубокое понимание  явлений природы, а также на формирование и развитие критического мышления для осмысления научных вопросов в окружающем мире.

«Химия» направлена на развитие понимания причинно-следственной связи изменений в окружающей среде, химических процессов в природе, в хозяйственной деятельности человека, умений планировать экспериментальное исследование в заданном контексте и предлагать способы их решения. Эксперимент, заложенный в основу изучения химии, способствует повышению познавательной активности и развитию аналитических способностей учащихся, самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций. Данный предмет способствует развитию у учащихся умения проектировать, который предполагает разработку гипотезы, выбор  методов, выполнения эксперимента, оценивание рисков,  формулирование  выводов, оценку допущенных ошибок.

«География» направлена на развитие у учащихся умений пользоваться  информационно-понятийным полем географии для расширения своего представления о географической картине мира.

Предметы «Биология», «Физика» и «Химия» учащиеся могут выбирать на стандартном и углубленном уровнях.

На углубленном уровне два предмета из четырех: «Биология», «Информатика», «Физика», «Химия» изучаются с нагрузкой 6 часов в неделю в 11 и 12 классах. Курсы направлены на достижение учащимися уровня A-level. Комбинацию двух предметов учащиеся могут выбрать с целью ранней профилизации и для продолжения обучения в ВУЗах по соответствующим специальностям.

На стандартном уровне один из предметов  «Биология», «Физика», «Химия», «География» (один предмет по выбору) изучается 3 часа в неделю в 11 классе и в первом полугодии 12 класса. Таким образом, учащимся предоставляется возможность изучать три предмета естественно-научного направления (два на углубленном уровне и один на стандартном уровне).

Образовательная область «Человек и общество» представлена учебными предметами «История Казахстана» («Казахстан в современном мире»), «Экономика».

«История Казахстана (Казахстан в современном мире)» – интегрированный учебный предмет, которой  является завершающим курсом гражданоформирующего цикла предметов, направленным на формирование у учащихся знаний об историческом наследии  и о развитии современного Казахстана в контексте глобального сообщества. Содержание программы затрагивает важнейшие аспекты прошлого и современной истории страны, а также опирается на знания, навыки и умения, сформированные в процессе изучения истории Казахстана в основной школе. Вместе с тем, содержание программы включает в себя разделы, касающиеся внутренней и внешней политики, социальных отношений, экономического и культурного развития современного Казахстана, что в свою очередь, требует усвоения первоначальных знаний по таким дисциплинам как «Политология», «Социология», «Экономика», «Культурология».

Данный предмет призван содействовать пониманию и осознанию ответственности каждого гражданина за перспективы развития Казахстана и привитие готовности внести свой вклад в дальнейшее прогрессивное развитие страны.

Содержание  учебной программы «Экономика» направлено на развитие практических навыков, основанных на умении грамотно интерпретировать социально-экономические события на уровне местного, национального и мирового масштаба посредством понимания основ микро- и макро-экономики, а также на умении четко обосновывать принятие рациональных решений, требующих знаний экономической и финансовой грамотности. Учащиеся в процессе обучения предмету учатся оценивать данные, полученные в текстовом, графическом и цифровом формате для развития вычислительных навыков в статистике, необходимых в исследовательской деятельности.

Образовательная область «Искусство» в старшей школе представлена учебным предметом «Графика и проектирование».

Учебный предмет «Графика и проектирование» является интегрированным курсом, объединяющим ряд учебных  предметов с целью предоставления их функции в контексте современных требований. Основная цель данного предмета – знакомство и усвоение  учащимися основ теории изображений, знаний закономерностей метода проецирования и  графического моделирования, содействие развитию проектной, творческой деятельности,  формированию их  графической культуры и навыков работы традиционными и современными средствами графики. Данный предмет развивает творческие качества личности, обеспечивает политехническую и функциональную графическую грамотность, знакомит с основами  проектно-конструкторской деятельности, и ориентирует  в выборе будущей профессии.

В образовательную область «Физическая культура» входят учебные предметы «Физическая культура», «Начальная военная подготовка». Данные учебные предметы направлены на развитие умений рационально применять оздоровительные методики для повышения физической подготовленности, на формирование первоначальных знаний и умений по начальной военной подготовке. Содержание предмета «Физическая культура» в старшей школе предусматривает занятия командными видами спорта, при котором главное внимание уделяется развитию навыков командного взаимодействия наряду с физической подготовкой учащихся.

8.11. В старшей школе вводится учебный предмет «Глобальные перспективы и проектная работа», который  ориентирован на развитие исследовательских навыков, а не на знание содержания. Он охватывает широкий круг вопросов, которые способствуют развитию мировоззрения и формирования личной точки зрения. В 11 классе учащиеся овладевают такими навыками, как: анализ и оценка выводов, аргументов, рассуждений и утверждений; критический анализ и интерпретация контекста и доказательства аргументов; саморефлексия; умение эффективно презентовать результаты исследования. 

8.12. Реализация содержания образования в старшей школе предусматривает сокращение количества учебных предметов за счет предоставления учащимся выборности. Уменьшение количества обязательных учебных предметов в старшей школе способствует целенаправленной подготовке учащихся к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях.

8.13. Учитывая индивидуальные интересы и потребности учащихся, предлагается гибкая система выбора учебных предметов на двух уровнях обучения. Учащийся по своему усмотрению самостоятельно выбирает необходимые для поступления в ВУЗы учебные предметы, изучаемые как на углубленном, так и на стандартном уровне обучения. На углубленном уровне, который характеризуется большим количеством часов, чем стандартный уровень, изучаются профильные предметы. На стандартном уровне изучаются профильные предметы. При этом изучение некоторых выбранных предметов может завершиться в 11 классе. Учащиеся могут выбирать 2 предмета из углубленного уровня и 1 предмет из стандартного уровня:

Примечание:

*учащийся, выбравший программу по математике на 10 ч, освобождается от выбора предмета на стандартном уровне.

** 1 ч выделяется на занятия командными видами спорта после обеда в обязательном порядке.

Модель вводится с 11-го класса с начала 2017-2018 учебного года.

 8.14. Согласно Политике трехъязычного образования в Назарбаев Интеллектуальных школах, утвержденной решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 12 августа  2013 года (протокол № 44), в старшей школе предметы преподаются на казахском, английском и русском языках.

На казахском языке ведутся предметы «История Казахстана» («Казахстан в современном мире») и «География». Курсы интегрированной литературы и языка (первый и второй языки) преподаются на казахском и русском языках соответственно.

Предметы «Математика» и «Графика и проектирование» ведутся на первом языке (казахском или русском) в зависимости от языка обучения.

Обучение по следующим предметам ведется на английском языке: «Физика», «Химия», «Биология», «Информатика», «Экономика», а также «Глобальные перспективы и проектная работа». Предметы по выбору как углубленного, так и стандартного уровня («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика») ведутся на английском языке.

 

9. Подходы к оцениванию результатов изучения предмета «______________»

Оценивание результатов изучения предметов осуществляется с применением системы критериального оценивания.

Критериальное оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых учащимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев.

Критериальное оценивание основано на взаимосвязи обучения и оценивания. Результаты критериального оценивания используются для эффективного планирования и организации учебного процесса.

Система критериального оценивания включает формативное оценивание и суммативное оценивание.

Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся, позволяет своевременно корректировать учебный процесс.

Суммативное оценивание проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода (четверть, уровень образования).

 

10. Организация образовательного процесса в Интеллектуальных школах

10.1. В образовательном процессе Интеллектуальных школ реализуется принцип единства обучения и воспитания, который основан на ценностях и целях образования Интеллектуальных школ, прослеживается в системе ожидаемых результатов образования на «выходе» и  многоуровневой системы учебных результатов по образовательным областям. Они как ориентиры подчиняют ежедневные процессы обучения и воспитания общей логике образования в целом и тем самым раскрывают смысл вопроса «для чего учиться в школе?». Ожидаемые учебные результаты определяют содержательную основу, как обучения, так и воспитания.

10.2. В процессе обучения средствами каждого учебного предмета  решаются вопросы воспитания (обучение ведет воспитание). Все виды воспитательной работы направлены на решение вопросов познания и освоения учащимися субъективно новых знаний (воспитание ведет обучение). Организация разнообразных форм внеурочной воспитательной работы в совокупности обеспечивает реализацию гражданско-патриотического, духовно-нравственного, культурно-эстетического, трудового воспитания. Вся система воспитательной работы Интеллектуальных школ (учебная, внеурочная, внешкольная) наряду с процессом обучения вносит  вклад в реализацию профессиональной ориентации учащихся, укрепление их здоровья, в развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, в формирование уверенности учащихся в своей значимости в судьбе своей страны и ее процветании. Воспитательная система, основанная на партнерских взаимоотношениях с сообществом, включает всю культурно-созидательную деятельность как внутри школы, так и вне ее.

10.3. В организации образовательного процесса приоритетная роль отводится учению, как основному  виду деятельности учащихся.  Учение  предполагает использование интерактивных методов обучения, которые основаны на организации освоения опыта самим учащимся путем  проявления инициативы к поиску, к активности в обсуждении вопросов, в аргументации точки зрения, к принятию конструктивного решения.

Активность учащегося, как в познавательном, так и социальном плане, проявляется не изолированно, а во взаимодействии с другими учащимися и с учителем. Разнообразные интерактивные методы, как в отдельности, так и в различных сочетаниях, создают предпосылки для обучения в сотрудничестве всех его участников, не допуская авторитарности во взаимоотношениях.

10.4. Интерактивные методы обучения, как специальные формы организации познавательной деятельности учащихся, способствуют усвоению ими учебной информации в процессе творческого поиска, обеспечивают успех всем участникам в достижении конечных результатов совместной деятельности. В результате познавательный процесс переходит в более высокую форму кооперации и сотрудничества, так как каждый вносит свой вклад в достижение конечного результата, идет активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

10.5. Использование интерактивных методов позволяет превратить обучение в модель социального общения учащихся в реальной творческой деятельности вместо простого общения при репродуктивной учебной деятельности. Интерактивные методы, условно сгруппированные в  тренинговые, диалоговые и рефлексивные, могут быть творчески использованы учителем с учетом возрастных особенностей учащихся, дидактических возможностей содержания конкретного учебного материала.

10.6. Обеспечение последовательности в развитии проектной,  научно-исследовательской деятельности учащихся является одним из основных принципов организации образовательного процесса в Интеллектуальных школах. Целенаправленно развитые способности учащихся к проектированию и научному исследованию активизируют их самостоятельность, раскрывают интеллектуальный потенциал, мотивируют учащихся к постановке собственных жизненных целей и выстраиванию грамотного способа достижения этих целей, не противоречащих нравственным, моральным нормам. Через проектную и научно-исследовательскую деятельность учащиеся получают новые знания не только в рамках обязательных учебных предметов, но и при организации их деятельности вне уроков. Такого характера деятельность учащихся развивает у них критическое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве. В ходе выполнения проектов и исследований  учащиеся самостоятельно конструируют свои знания, концентрируют процесс научного познания на необходимость усвоения и понимания научных знаний, ключевых научных понятий, мобилизуют все свои знания и умения на решение реальных научных проблем.

10.7. Проектная форма деятельности предполагает самостоятельную организацию учеником своей деятельности, нацеленную на достижение запланированного результата. При этом для реализации проекта учащимися осуществляется содержательная интеграция разных предметных знаний, умений и навыков, пользовательских навыков ИКТ, накопленного жизненного опыта. Процесс проектирования, а также получения его конечного продукта предполагает использование учащимися разнообразия форм деятельности, обращение к различным источникам информации, осуществление ответственного выбора. В организационном плане проектная деятельность учащихся осуществляется в форме индивидуальной самостоятельной работы, работы в малых группах, групповых проектах, крупных проектах социальной направленности. В содержательном плане проектная деятельность учащихся может иметь предметный, межпредметный характер, быть ориентированной на использование как учебного, так и внеучебного материала. Проекты могут осуществляться не только в форме учебной проектной деятельности, но и в форме проектной деятельности воспитательного характера.

10.8. При изучении предметов естественно-математического цикла проектная деятельность учащихся приобретает научно-исследовательский характер,  который ярко проявляется в основной и старшей школах. Научное исследование, организованное соответственно возрастным возможностям учащихся, становится решающим фактором формирования общей грамотности. Исследования позволяют учащимся размышлять и анализировать, собирать и обрабатывать факты, объяснять и делать выводы, понимать этические аспекты принимаемых решений, оценивать ценностную значимость полученных результатов для людей и окружающей среды.

10.9. Общая грамотность учащихся, сформированная на основе научных исследований средствами естественно-математических дисциплин, проецируется ими на любую изучаемую образовательную область, вид деятельности, проявляется в любой ситуации в компетентном решении проблем. Общая грамотность позволяет учащимся осознать личностный смысл получаемого образования, осмыслить позитивную роль образования в своей судьбе, понять необходимость образования в течение всей жизни.